Listening comes first.
“Не торопите ученика говорить!” – пусть больше слушает, особенно на первых порах. Это не про то, что молчание – золото, хотя… в известном смысле – да, золото, в том числе и в обучении иностранным языкам.
О том, что никогда не надо торопить учеников говорить на ИЯ, дать им “созреть”, дождаться, когда они будут к этому готовы – об этом исследователи говорят уже давно.
На самом деле в период молчания артикуляционный аппарат непроизвольно готовится к произнесению непривычных звуков. Когда ученик слушает, все органы в его ротовой полости невольно совершают микро-движения, готовясь к говорению вслух.
Недавно обнаружила еще одно подтверждение этому тезису. При Министерстве обороны США в городе Монтерее имеется Институт иностранных языков (DLIFLC), очень престижное учебное заведение (открытое и для гражданских лиц.) В 70-х годах там работал человек по имени Валериан Постовски, и работал он с русским языком. (Имя и фамилия наводят на мысль, что он или его родители, вероятно, были эмигрантами из России.)
Русским языком, как известно, овладеть не так-то просто. Так вот этот Валериан Постовски провел любопытное исследование: если учащиеся в первые 120 часов обучения проходят через так называемый pre-vocal period (период молчания), когда их не просят говорить, а просто дают много слушать, то дальнейшее овладение русским и прежде всего говорение (sic!) идет быстрее, чем в контрольной группе.
Результатами эксперимента Валериан Постовски поделился в своей статье “Отложенное говорение и его влияние на начальный этап изучения иностранного языка” (Effects of Delay in Oral Practice at the Beginning of Second Language Learning, Valerian A. Postovsky).
Наблюдения длились весь академический 1969–70 г. В ходе эксперимента учащиеся на начальном этапе обучения слушали русскую речь, но отвечать/реагировать должны были только письменно, не произнося ни слова (перед началом курса их обучили русским буквам и письму).
В течение этого pre-vocal period (периода молчания, “до-голосовой” период), например, одного вызывали к доске, давали ему те или иные команды, задания или просили ответить на вопросы, и тот, как немой, ограничивался письменными ответами, а учитель (только учитель!) вслух озвучивал то, что написал отвечающий (и исправлял их, если там были ошибки). Остальные ученики делали то же самое у себя в тетрадях.
♦ ♦ ♦
Мы по инерции думаем, что вопросом, как быстро и эффективно обучить языку, занимаются только те, кто работает с иностранными языками. Но эта проблема актуальна и для тех, кто обучает говорению … глухих! И ведь действительно, как их обучить речи, если они этой речи не слышат?! И тем не менее эти люди говорят! Плохо ли, хорошо ли, но говорят. И умеют очень хорошо понимать, когда к ним обращаются.
Для тех, кто не слышит, существуют, среди прочего, и специальные ТВ-каналы для глухих и слабослышащих с субтитрами. Так вот, если субтитры сделаны хорошо и полно, то они значительно ускоряют понимание и дальнейшее собственное говорение. Это тоже следует считать своего рода отложенным говорением (pre-vocal period или delayed oral response)
Этим проблемам посвящена целая книга. – Captioned Media in Foreign Language Learning and Teaching: Subtitles for the deaf and hard-for-hearing as tools for language learning, автор: Robert Vanderplank)
Сам автор книги Роберт Вандерпланк в 80-е годы два года прожил в Финляндии и смотрел финское ТВ с субтитрами на английском и таким образом освоил этот далеко не самый легкий язык!
Собственно весь опыт эмигрантов и экспатов, когда они переезжают в новую страну, не зная местного языка, и много смотрят телевизор, тоже подтверждает это положение.
→ Далее Как быстро сторителлинг помогает “разговорить” учащихся