Опыт преподавания по методу сторителлинга показал, что эффективнее будет не рассказывать историю, а придумывать ее вместе с классом. Когда ученики активно вовлекаются в придумывание истории, рождается эмоциональная связь с сюжетом и его героями, и новые слова и выражения запоминаются гораздо лучше. Учитель в своем рассказе следует основному шаблону, а разнообразные детали, которые оживят историю, придумают ученики. Для этого учителю достаточно периодически задавать ученикам вопросы, «расспрашивать» их.
Чтобы такая совместная работа прошла организованно, с классом предварительно надо обязательно договориться о правилах (правила объясняются на родном языке учащихся!). Скажите примерно следующее:
“Сейчас мы будем вместе сочинять историю. При этом я буду называть вам какие-то факты (делать утверждения) или задавать вам вопросы.
- Когда я делаю какое-либо утверждение, вы будете выражать интерес, одобрение, изумление и т. д., например, сказав: «О-о, как интересно!»
Подсказка: Держите в классе на виду у всех постеры с примерами ответных реакций, положительных и отрицательных. Например:Положительные реакции: Здорово! Отлично! Невероятно! Ничего себе! Вот это да! Как интересно! Не может быть! Какой он молодец! Какая она молодец! Какие они молодцы! Конечно! Понятно. Даже не верится!
Отрицательные реакции: Плохо! Какой ужас! Не могу поверить!
Такая обратная связь с классом очень важна! По ней вы будете судить, насколько хорошо класс вас понимает.
- Я буду задавать вам вопросы, на которые вы совершенно точно знаете ответ. Вы должны просто ответить на такой вопрос.
- Иногда я буду задавать вопрос, на который вы не знаете ответа. В этом случае попытайтесь угадать, предположить ответ.
Я буду рассказывать историю на иностранном языке, и вы должны отвечать мне тоже на иностранном языке.”
Рассказывая историю или придумывая ее вместе с классом, не забывайте прибегать к жестам, которые поясняют и иллюстрируют вашу историю или отдельные слова и выражения. Это важно не только для учащихся-кинестетиков! Физические действия важны при любом типе памяти, кроме того, физические действия отлично снижают нервное напряжение и, значит, способствуют лучшему запоминанию.
Новые детали и подробности учитель может добавлять к основному сюжеты двумя путями:
- Просто добавляет новую подробность сам.
- Просит учеников придумать нужную деталь: задает вопрос, на которые ученики заведомо не могут знать ответа (потому что учитель об этом еще не упоминал в своей истории). Тогда ученики будут пробовать угадать правильный ответ.
Дать ученикам возможность высказать предположение и угадать – это действенный прием, он делает процесс рассказывания истории интереснее как для самих учеников, так и для учителя. Слушая предположения, учитель может взять на заметку самое изобретательное (смешное/эксцентричное/креативное) предположение и включить его в сюжет.
Если учитель слышит банальные или малоинтересные предположения, он говорит: «Нет», а потом дает им свой вариант (заранее продуманный, разумеется). Например,
Учитель: Жил-был … один человек. Мальчик?
Класс: Да.
Учитель: Нет. Жила-была девочка.
У учителя появился первый факт истории – девочка. Затем учитель переходит ко второму факту. И снова: он может сказать этот факт сам или, задав вопрос классу, найти его вместе с учениками. Например,
Учитель: Где жила эта девочка?
Допустим, класс предлагает несколько городов на выбор (Москва, Петербург). (То есть предлагают самые банальные, заезженные ответы.)
Учитель: Нет. Она жила в Волхове, это небольшой город, 90 километров от Петербурга.
Вы сделали утверждение. На него ученики должны отреагировать: «О-о, это интересно!»
Каждый раз, когда ученики предлагают вам свои ответы, вы, на выбор: (а) полностью принимаете один из предложенных вариантов; (б) принимаете ответ частично, слегка трансформируя его; (в) говорите «нет» и сообщаете свой вариант. Таким образом вы ведете постоянный диалог с классом, своего рода заинтересованный обмен информацией. Ни в коем случае это не должно выглядеть, как механический поиск ответа, который учитель держит у себя в голове.
Поскольку у вас в истории уже есть два факта (девочка, в Волхове), вы теперь можете: (а) вернуться на один факт назад и спросить о первом факте (кто жил в Волхове?); (б) начать серию циклических вопросов по двум фактам; (в) добавить к рассказу еще одну подробность.
К циклическим вопросам следует прибегать, если вы чувствуете, что студенты, слыша иноязычную речь, мысленно пытаются переводить ее на родной язык, то есть плохо воспринимают на слух. В таком случае циклические вопросы помогут лучшему пониманию. К циклическим вопросам прибегают и в том случае, если надо отработать аудирование и говорение той или иной грамматической конструкции.
Вопросы могут быть следующими: Жил-был мальчик или жила-была девочка? Это была девочка? Где она жила? Она жила в Москве? Кто жил в Волхове? Где был этот небольшой городок? И т. д.
Убедившись с помощью этих циклических вопросов, что ученики хорошо усвоили эта два факта, можно переходить или к добавлению еще одной подробности истории, или перейти непосредственно к главной теме – к тому, что мы называем «проблемой, которая требует решения» (задачей, конфликтом).
Новую подробность – например, что девочке было 10 лет – учитель сообщает сам или задает соответствующий вопрос классу, и все ученики совместно решают, сколько лет было героине рассказа.
Или же учитель решает, что двух фактов достаточно и переходит к центральной проблеме истории – например, что эта девочка хотела иметь в доме … большого слона.
Учитель может задать вопрос классу: «Девочка очень хотела иметь в доме …. кошек?».
Если клас отвечает «Да», учитель отвечает: «Нет, она хотела иметь в доме большого слона!».
Так в истории появляется третий факт. С появлением каждого нового факта учитель может:
– вернуться на один факт назад и спросить о нем («Сколько лет было девочке?» или «Девочке было 10 или 9 лет?»)
– начать серию циклических вопросов, которые охватят все три факта
– продолжать сюжет, не задавая вопросов.
К циклическим вопросам следует прибегать, когда требуется:
– отработать новую грамматическую конструкцию (новый оборот, выражение)
– улучшить автоматическое (беспереводное) восприятие иноязычной речи на слух. По мере обучения необходимость в таких циклических вопросах и их количество будут сокращаться. Они будут служить только для отработки того или иного нового выражения до автоматизма.
По мере того, как в сюжете рассказа появляются новые детали и факты, учитель может ввести параллельный персонаж. Как мы уже упоминали, параллельный персонаж служит НЕ для того, чтобы в сюжете появился неожиданный поворот, а исключительно, чтобы контрастировать с основным персонажем, чтобы, сравнивая их между собой, можно было задавать больше вопросов.
Назвав центральную проблему истории (в нашем случае: девочке хотелось иметь дома большого слона), учитель перемещает персонаж в новое место действия. Перемещает сам или решает совместно с классом (в нашем случае: куда пошла или поехала девочка, чтобы найти большого слона).
Порядок работы сохраняется прежним: или учитель сам сообщает куда пошла (поехала) девочка, или задает соответсвующий вопрос классу, и тогда ученики должны будут сделать предположение, куда могла пойти девочка. Если ученики дают интересный (остроумный, веселый, необычный) ответ, который явно сделает историю привлекательней, учитель включает этот факт в свою историю. Если их предположения были неинтересными или могут нарушить задуманный сюжет, учитель говорит: «Нет, вы не угадали…» и говорит сам, куда отправилась девочка в поисках слона.
Установив, где именно девочка начала искать слона, учитель снова может:
– вернуться на один факт назад и задать вопрос по этому факту;
– начать серию циклических вопросов по всех предыдущим фактам;
– перейти к следующему факту или детали.
В большинстве случаев учитель возвращается на один факт назад и задает по нему уточняющие вопросы.
…
История продолжается, пока главный герой не решит свою проблему. Не стоит сильно беспокоиться по поводу того, что история выходит слишком длинной. Если абсолютно каждое слово в ней будет ученикам понятно и рассказ будет полон красочных деталей (подробнее: как разнообразить коллективное сочинение истории), ученики не потеряют нить рассказа. ….. → Далее Три ловушки сторителлинга (и как в них не угодить)