Три ловушки сторителлинга (и как в них не угодить)

net
Перевод статьи из блога одного сторителлера. К сожалению, в блоге совсем нет информации об авторе, даже имени. С большой долей вероятности могу предположить, что это женщина. Активно делает пособия по сторителлингу и делится ими с коллегами.  Автор описывает опыт работы с детской аудиторией, но рекомендации и советы  по своей сути универсальны.

Я начала использовать приемы понятной входной информации (comprehensible input) в 2007 году. Тогда я считала, что расспрашивать об истории означает непременно использовать сюжет с открытой концовкой, когда ты сама не знаешь, куда тебя заведет развитие сюжета. Сюжет и характеристику героев импровизируют студенты ответами на твои вопросы. Такая коллективная импровизация – чрезвычайно продуктивная форма работы с классом, надо только помнить, что в какой-то момент все может пойти не так, как было задумано. И лучше заранее знать о засадах, которые подстерегают вас на этом пути. А они по сути сводятся к трем:

1. У истории захватывающее начало, но к середине сюжета она неожиданно выдыхается.

Решение:  Методом проб и ошибок я поняла, что надо заранее продумать несколько версий одного и того же сюжета. И своими наводящими вопросами я буду подводить учеников к тому или иному варианту (примерно как это бывает в книгах серии «Выбери себе приключение»). Ученики вольны придумывать черты характера персонажей, какие-то второстепенные подробности, подать ту или иную идею, но ключевые повороты сюжеты останутся в заранее продуманных мною рамках.

2. История начинает обрастать глупыми, случайными и (или) бессмысленными поворотами сюжета.

Существует очень тонкая грань, отделяющая хорошо закрученную историю от запутанной.   В хорошо закрученной всегда будет здоровая доля нелепостей, которая интригует и веселит. А запутанная история будет настолько бестолковой, что ученики в конце концов потеряют нить сюжета.

У меня были случаи, что я и сама уже не была уверена, что у моей истории вообще был какой-то сюжет. Однажды на мастер-классе Стивена Крашена я поделилась этой своей бедой. И он мне ответил: «А вы и не обязаны принимать каждый ответ. Спокойно говорите ученику “нет”». Крашен подтвердил мои выводы: у учебной истории должны быть свои, вполне определенные параметры.

Решение: заранее, до урока продумайте базовый сюжет и задавайте ученикам вопросы так, чтобы все время подводить их к задуманному развитию истории. Если какой-то ученик дает идею или ответ, которая не укладывается в задуманный сюжет, у вас есть два выхода:

а) следовать его идее и повернуть сюжет в новую сторону (при этом иногда получаются совершенно изумительные истории!)
или
б) сказать нет и снова задать вопрос так, чтобы вам все-таки дали нужный ответ.

Говоря «нет», я в любом случае сделаю так, чтобы ученик почувствовал, что я услышала его версию и оценила ее:

– поощрительно улыбнусь ученику;
– сделаю из его ответа новый вопрос («Он ехал на автобусе?») ;
– переделаю его ответ в отрицательный («Нет, он ехал не на автобусе»).  При этом мой голос будет звучать таинственно, как будто бы этот ученик, как проницательный Шерлок Холмс, почти разгадал тайну.  («Не-е-ет… Он ехал НЕ на автобусе.  На ЧЁМ он ехал?»)
– найду другой способ показать ученику, что я оценила его старания.

3. Известные персонажи не всегда хорошие помощники.
Популярный прием в сторителлинге – сделать героями истории известные персонажи. Мне тоже случалось предлагать студентам, чтобы действующими лицами истории были известные на данный момент личности. Однако и тут я сталкивалась с некоторыми трудностями:

– популярные личности далеко не всегда ведут себя образцово;
– упомяни некоторые известные личности – и их имена полярно разделят класс на два политических лагеря;
– не все персонажи вызывают одинаковые реакции, у всех у нас разные симпатии;
– история, в которой действует та или иная известная личность, может быстро превратиться в насмешку над ней или даже стёб. А моя задача как учителя – поддерживать позитивную, дружелюбную, добрую и уважительную атмосферу в классе;
– мы вынуждены бываем использовать одни и те же имена, и в конце концов они приедаются.

Решение: базируйте свою историю на вымышленных персонажах из книг или на архетипах: Принцесса, Чудовище, Секретный агент, Супермен, Пират и т. п.
Ученики младших классов обожают истории про животных.
Ученики любого возраста с удовольствием слушают истории, в которых говорят и действуют неодушевленные предметы.


И еще несколько практических советов:

Фокусируйтесь на чертах характера (добрый, талантливый, умный, щедрый и т. д.), а не на внешних признаках (богатый, бедный, красивый, известный).

Не ждите, что ученики вспомнят нужные слова сами, помогите им.
Порой не всегда нужное прилагательное сразу приходит в голову, и тут на помощь вам придет постер-напоминалка с перечнем возможных характеристик. У меня нет одного большого постера со всевозможными прилагательными. Вместо этого я вывешиваю перед глазами учеников 3–4 небольших, нужных мне в данный момент. Порой получаются очень смешные гибриды: Бескорыстный Монстр, Робкий Будильник, Загадочная Груша, Отважный Мышонок.

Подружите учебную программу с лексикой ваших историй.
Очень многие учителя хотели бы использовать метод TPRS или, шире, приемы понятной входной информации (comprehensible input), но им также надо считаться с учебной программой и помнить, что к концу года их ученики должны выучить вполне определенный словарный запас, а это не всегда совпадает с вашими историями. Но я научилась совмещать, что называется, приятное с полезным.

Если, например, ученики должны выучить в этом году названия одежды и аксессуаров, вы, давая характеристику персонажу, просто не забывайте описывать, во что герой был одет и что держал в руках. Пример: У Бескорыстного Монстра на руке было кольцо. Робкий Будильник надел бейсболку. Загадочная Груша надела маску. У Отважного Мышонка были ботинки.

Если персонажи истории носят сразу несколько предметов, я подчеркиваю только тот, который мне нужен в данный момент.

Пример 1: На принцессе было платье и туфельки. Еще у нее был браслет. Это был обычный браслет? Нет, это не был обычный браслет. Это был особый браслет. Почему особый?

Пример 2: На пирате была рубаха, штаны и ботинки. Это были его любимые ботинки. Почему пират любил эти ботинки? …

Все эти приемы позволяют придумывать персонажи, которые будут нести позитивный заряд и легко запоминаться, а за их приключениями будет интересно следить. ….. → Далее Марк Олеиник приглашает к себе на урок (продолжение)
…………………………………

Оригинал статьи